Я уже писал о мозговом штурме («Мозговой штурм, за и против»), и моем отрицательном отношении к нему.
Но в нашей стране он по-прежнему популярен и в организациях периодически устраивают brainstorming, чтобы выйти из тупиковой ситуации или найти новое оригинальное решение.
Чаще всего такие «совещания» проводятся спонтанно и не подготовлено.
Недавно мне пришлось присутствовать при таком шумном собрании, которое, как и ожидалось, с самого начала превратилось в митинг, а не креативную сессию.
А ведь для проведения мозгового штурма существуют правила, следование которым может дать результат.
И первое на что я обратил внимание – безучастное поведение нескольких человек.
Почему они молчат?
Неужели им нечего сказать?
Мне пришлось взять управление в свои руки и первое, что я сделал, попросил высказаться скромников.
И, о чудо, как раз у нескольких из них в головах родились самые интересные идеи.
И в этот раз я убедился, что мозговым штурмом нужно управлять, что нужно к нему готовится.
Эскиз обложки блокнота «Мозговой штурмовик».
Прежде чем приступить к мозговому штурму задачи, переформулируйте ее по меньшей мере пятью или десятью способами, чтобы изучить с разных углов зрения. Акцент нужно делать не столько на правильном, сколько на альтернативном определении проблемы. Рано или поздно вы найдете оптимальное решение.
Вот несколько способов переформулирования задачи:
- Сделать ее более глобальной или, наоборот, более частной.
- Отделить части от целого.
- Изменить слова на синонимы.
- Сделать положительные утверждения о действиях.
- Переключить перспективу.
- Посмотреть на задачу с разных углов зрения.
- Использовать вопросы.
Майкл Микалко, книга «Рисовый штурм».
Тема статьи: управляемый мозговой штурм.
Автор: Евгений Вагнер.
Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Чек-лист 99 принципов креативности.
Креативные идеи Стива Джобса
05-02-2025Каковы научные факты об умных людях
04-02-2025ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
31-01-2025
Это может быть особенно полезно для тех, кто хочет организовать мозговой штурм в рамках рабочих групп или других формальных мероприятий.