КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

ТРИЗ – методика решения творческих задач

25-08-2020
ТРИЗ приемы и принципы решения творческих задач.

В основе работы по ТРИЗ – поиск и устранение технических противоречий с помощью специальных приемов.

Всего таких приемов устранения технических противоречий, разработанных Г. Альтшуллером – 40.

Но не все они являются, по моему мнению, универсальными, о чем я уже писал в ознакомительной статье о ТРИЗ. Поэтому вашему вниманию будет предложен список отобранных мной приемов, немного адаптированных для гуманитариев, доработанных и переработанных.

При изучении приемов нужно представлять, что в нашем случае под термином «объект» следует понимать все что угодно: саму креативную задачу, рекламный текст или слоган, фирменный логотип, PR акцию. Если вы занимаетесь промышленным дизайном, то это, в принципе, можно рассматривать как технические объекты и использовать все сорок приемов.

1. Принцип дробления.

а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

2. Принцип вынесения.

Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3. Принцип местного качества.

Разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции.

4. Принцип асимметрии.

Перейти от симметричной формы объекта к асимметричной, где-то я слышал такое выражение: Симметрия - враг дизайна. А с другой стороны в основе строения Вселенной и нашей Земли лежит симметрия. Решать вам.

5. Принцип объединения.

Соединить однородные или предназначенные для смежных действий объекты.

6. Принцип универсальности.

Объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип «матрешки».

а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.

б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

8. Принцип «наоборот».

Этому принципу была посвящена отдельная статья (Техника «Все наоборот» или «Переворот»).

9. Принцип сфероидальности.

Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям. Также можно переходить от плоскости к цилиндру, конусу и т.д.

10. Принцип частичного или избыточного решения.

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше". Задача при этом может существенно упроститься.

11. Принцип перехода в другое измерение.

а) Задачи, связанные с размещением объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к двум или трем измерениям (например, 3D эффект).

б) Многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной.

в) Наклонить объект или положить его "набок".

г) Использовать обратную сторону данной площади.

12. Использование механических колебаний.

Привести объект в колебательное движение.

13. Принцип периодического действия.

Перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному).

14. Принцип «посредника».

Использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие.

15. Принцип самообслуживания.

Объект должен сам себя обслуживать.

16. Принцип копирования.

а) Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.

б) Заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии).

в) Если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

17. Использование гибких оболочек и тонких пленок.

а) Вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки.

б) Изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.

18. Применение пористых материалов.

Выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. п.). Я бы здесь добавил использование перфорированных поверхностей.

19. принцип изменения окраски.

Изменить окраску объекта или внешней среды.

При работе над креативной задачей можно и нужно использовать комбинацию из различных приемов.

Немного отдельно стоит «Метод маленьких человечков».

Это мой самый любимый креативный прием и в изобретательстве и в творчестве.
Суть его в том, что ваша креативную или бизнес задачу решают много маленьких человечков, которые могут проникнуть куда угодно и сделать много необходимых действий.

В качестве, примера.

Рекламный объект вы изготавливаете в виде перфорированного цилиндра, где каждое отверстия вырезано в форме нужного силуэта (в наше время это легко можно сделать при помощи лазерной резки, практически в любом материале). Внутри цилиндра помещаете источник света. При вращении цилиндра на ближайшей стене «бегут» светящиеся рисунки и тексты.

Случайно нашел что-то похожее.Пример рекламного объекта лазерная резка.

Водная статья по ТРИЗ здесь ►.

Разрабатывайте новые идеи с книгой Креативный компьютер ►

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()

    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

     

    Креативная матрица идей

    Креативный метод решения творческих задач №10.


    Купить книгу Как разогнать мозг


    Купить книгу Креативный компьютер

    Новые публикации

    Креативный метод «Паровоз»

    18-09-2020
    Оригинальная креативная техника для многоплановых задач. В отличии от «Наседки», этот креативный метод более мальчиковый, и также рассчитан на работу воображения, более трудоемкий и больше подходит для…
    Продолжить чтение »

    Постановка креативной задачи

    18-09-2020
    Нет неразрешимых задач –есть неправильно поставленные задачи. Как известно правильно поставленная задача – половина решения, и сильно облегчает работу с использованием креативных методов и техник. А часто…
    Продолжить чтение »

    Самомассаж и су-джок для вашей натруженной головы

    17-09-2020
    Су-джок – это метод восточной медицины, в основе которого лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Нас интересует не весь организм, а голова и в качестве объекта…
    Продолжить чтение »