КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

ТРИЗ – методика решения творческих задач

25-08-2020
ТРИЗ приемы и принципы решения творческих задач.

В основе работы по ТРИЗ – поиск и устранение технических противоречий с помощью специальных приемов.

Всего таких приемов устранения технических противоречий, разработанных Г. Альтшуллером – 40.

Но не все они являются, по моему мнению, универсальными, о чем я уже писал в ознакомительной статье о ТРИЗ. Поэтому вашему вниманию будет предложен список отобранных мной приемов, немного адаптированных для гуманитариев, доработанных и переработанных.

При изучении приемов нужно представлять, что в нашем случае под термином «объект» следует понимать все что угодно: саму креативную задачу, рекламный текст или слоган, фирменный логотип, PR акцию. Если вы занимаетесь промышленным дизайном, то это, в принципе, можно рассматривать как технические объекты и использовать все сорок приемов.

1. Принцип дробления.

а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

2. Принцип вынесения.

Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3. Принцип местного качества.

Разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции.

4. Принцип асимметрии.

Перейти от симметричной формы объекта к асимметричной, где-то я слышал такое выражение: Симметрия - враг дизайна. А с другой стороны в основе строения Вселенной и нашей Земли лежит симметрия. Решать вам.

5. Принцип объединения.

Соединить однородные или предназначенные для смежных действий объекты.

6. Принцип универсальности.

Объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип «матрешки».

а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.

б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

8. Принцип «наоборот».

Этому принципу была посвящена отдельная статья (Техника «Все наоборот» или «Переворот»).

9. Принцип сфероидальности.

Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям. Также можно переходить от плоскости к цилиндру, конусу и т.д.

10. Принцип частичного или избыточного решения.

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше". Задача при этом может существенно упроститься.

11. Принцип перехода в другое измерение.

а) Задачи, связанные с размещением объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к двум или трем измерениям (например, 3D эффект).

б) Многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной.

в) Наклонить объект или положить его "набок".

г) Использовать обратную сторону данной площади.

12. Использование механических колебаний.

Привести объект в колебательное движение.

13. Принцип периодического действия.

Перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному).

14. Принцип «посредника».

Использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие.

15. Принцип самообслуживания.

Объект должен сам себя обслуживать.

16. Принцип копирования.

а) Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.

б) Заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии).

в) Если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

17. Использование гибких оболочек и тонких пленок.

а) Вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки.

б) Изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.

18. Применение пористых материалов.

Выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. п.). Я бы здесь добавил использование перфорированных поверхностей.

19. принцип изменения окраски.

Изменить окраску объекта или внешней среды.

При работе над креативной задачей можно и нужно использовать комбинацию из различных приемов.

Немного отдельно стоит «Метод маленьких человечков».

Это мой самый любимый креативный прием и в изобретательстве и в творчестве.
Суть его в том, что ваша креативную или бизнес задачу решают много маленьких человечков, которые могут проникнуть куда угодно и сделать много необходимых действий.

В качестве, примера.

Рекламный объект вы изготавливаете в виде перфорированного цилиндра, где каждое отверстия вырезано в форме нужного силуэта (в наше время это легко можно сделать при помощи лазерной резки, практически в любом материале). Внутри цилиндра помещаете источник света. При вращении цилиндра на ближайшей стене «бегут» светящиеся рисунки и тексты.

Случайно нашел что-то похожее.Пример рекламного объекта лазерная резка.

Вводная статья по ТРИЗ здесь ►.

Чек-лист 99 принципов креативности.

Принципы креативности.

Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой – за 500 рублей. ▼

Купить все книги по креативности Евгения Вагнера.

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()

  1. Сергей Дмитриев 21 марта 2022, 20:04 # 0
    Спасибо за полезную инфу.

    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

     

    Креативная матрица идей.

    Принципы креативности.

    Книга Дзынь здоров.

    Купить книгу Как разогнать мозг.


    Авторские методы решения креативных задач.


    Купить книгу Креативный компьютер.

    Новые публикации

    Как распознать хорошие идеи

    01-07-2022
    Как распознать интересные идеи и почему ошибаются такие креативные люди как Стив Джобс и Битлз. И что думает Ницше о художниках.
    Продолжить чтение »

    Синхронизация полушарий мозга и ходьба

    30-06-2022
    Чтобы синхронизировать полушария головного мозга и улучшить его работу нужно правильно ходить.
    Продолжить чтение »

    Креативный метод – бесконечное «Зачем?»

    29-06-2022
    Мощный подход к решению креативных и творческих задач, проблем во многих сферах деятельности. Задавайте вопрос «зачем?» пока не получите достойный результат.
    Продолжить чтение »