КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

ТРИЗ. Приемы решения творческих задач.

ТРИЗ. Приемы решения творческих задачВсего таких приемов устранения технических противоречий, разработанных Г.Альтшуллером, сорок, но не все они являются, по моему мнению, универсальными, о чем я уже писал в ознакомительной статье о ТРИЗ. Поэтому вашему вниманию будет предложен список отобранных мной приемов, немного адаптированных для гуманитариев, доработанных и переработанных.

При изучении приемов нужно представлять, что в нашем случае под термином «объект» следует понимать все что угодно: саму креативную задачу, рекламный текст или слоган, фирменный логотип, PR акцию. Если вы занимаетесь промышленным дизайном, то это, в принципе, можно рассматривать как технические объекты и использовать все сорок приемов.

1. ПРИНЦИП ДРОБЛЕНИЯ

а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

2.ПРИНЦИП ВЫНЕСЕНИЯ

Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3.ПРИНЦИП МЕСТНОГО КАЧЕСТВА

Разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции.

4. ПРИНЦИП АССИМЕТРИИ

Перейти от симметричной формы объекта к асимметричной, где-то я слышал такое выражение: Симметрия - враг дизайна. А с другой стороны в основе строения Вселенной и нашей Земли лежит симметрия. Решать вам.

5. ПРИНЦИП ОБЪЕДИНЕНИЯ

Соединить однородные или предназначенные для смежных действий объекты.

6. ПРИНЦИП УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. ПРИНЦИП "МАТРЕШКИ"

а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;

б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

8. ПРИНЦИП "НАОБОРОТ"

Этому принципу была посвящена отдельная статья (Техника «Все наоборот» или «Переворот»).

9. ПРИНЦИП СФЕРОИДАЛЬНОСТИ

Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям. Также можно переходить от плоскости к цилиндру, конусу и т.д.

10. ПРИНЦИП ЧАСТИЧНОГО ИЛИ ИЗБЫТОЧНОГО РЕШЕНИЯ

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше". Задача при этом может существенно упроститься.

11. ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА В ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

а) Задачи, связанные с размещением объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к двум или трем измерениям (например, 3D эффект).

б) Многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной.

в) Наклонить объект или положить его "набок".

г) Использовать обратную сторону данной площади.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ

Привести объект в колебательное движение.

13. ПРИНЦИП ПЕРЕОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному).

14. ПРИНЦИП "ПОСРЕДНИКА"

Использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие.

15. ПРИНЦИП САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Объект должен сам себя обслуживать.

16. ПРИНЦИП КОПИРОВАНИЯ

а) Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.

б) Заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии).

в) Если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

17. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК И ТОНКИХ ПЛЕНОК

а) Вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки.

б) Изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.

18. ПРИМЕНЕНИЕ ПОРИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ

Выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. п.). Я бы здесь добавил использование перфорированных поверхностей.

19. ПРИНЦИП ИЗМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ

Изменить окраску объекта или внешней среды.

При работе над креативной задачей можно и нужно использовать комбинацию из различных приемов.

В качестве, примера.

Рекламный объект вы изготавливаете в виде перфорированного цилиндра, где каждое отверстия вырезано в форме нужного силуэта (в наше время это легко можно сделать при помощи лазерной резки, практически в любом материале). Внутри цилиндра помещаете источник света. При вращении цилиндра на ближайшей стене «бегут» светящиеся рисунки и тексты.

Случайно нашел что-то похожеелазерная резка



Взгляните на эти публикации, там много интересного:

Купить книгу «Как разогнать мозг»

 

Купить книгу «КРЕАТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР» 

Купить книгу «ДЗЫНЬ»

Новые публикации

Медитация и креативность

03-12-2017
Процесс разработки креативных идей исследователи и практики разбивают на несколько стадий, от четырёх до семи. Здесь я обойдусь минимумом: Подготовка к решению креативной задачи. Инкубация. Решение…
Продолжить чтение »

Дзынь-мысли и афоризмы

21-11-2017
∇ Сконструируй себя! © Всё происходящее со мной не имеет к вам никакого отношения. © Многие люди, когда принимают душ, забывают промыть пупок.А ведь он является энергетическим центром! ∇ Когда перейдешь…
Продолжить чтение »

Что еще развивают шахматы? Способы игры для прокачки мозга

08-11-2017
В первой статье мы подробно разобрали, что же дают шахматы для развития ума. Напомню кратко основные моменты: • шахматы дают общую тренировку мозгу;• развивают логическое мышление;• учат анализировать…
Продолжить чтение »