КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Список когнитивных искажений №1

Категории: Разное

26-06-2013

Список креативных ошибокКогнитивные искажения -- это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях, и мешают правильно оценить проблему, и соответственно принять правильное решение.

Знание этих искажений позволит избежать ошибок.

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

Многие из этих когнитивных искажений влияют на принятие решений в бизнесе

  • Иллюзия контроля -- тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
  • Иррациональное усиление -- тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий.
  • Искажение в восприятии сделанного выбора -- тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
  • Эффект повального увлечения, конформизм -- тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
  • Отвращение к крайним решениям -- тенденция избегать экстремальных решений, выбирая промежуточные.
  • Отклонение в сторону результата -- тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («Победителей не судят»).
  • Отклонение в сторону "старого" -- тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Ошибка, связанная с частными примерами -- игнорирование доступных статистических данных в пользу частных случаев.
  • Подчинение авторитету -- склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.
  • Потребность в завершении -- потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.
  • Предвзятость подтверждения -- тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
  • Профессиональная деформация -- психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения
  • Селективное восприятие -- тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.
  • Систематическая ошибка различения -- тенденция воспринимать два варианта как более различные, когда они реализуются одновременно, чем когда они реализуются по отдельности.
  • Сопротивление, «дух противоречия» -- потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
  • Уклон в сторону поиска информации -- тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.
  • Эффект знакомства с объектом -- тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
  • Эффект псевдоуверенности -- тенденция принимать решения, избегающие риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода.
  • Эффект узких рамок -- использование слишком узкого подхода для описания ситуации или проблемы. Эффект воздействия рамок -- различные выводы в зависимости от того, как данные представлены.
  • Эффект фокусировки -- ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода.

По материалам Википедии.



Взгляните на эти публикации, там много интересного:

Купить книгу «Как разогнать мозг»

 

Купить книгу «КРЕАТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР» 

Купить книгу «ДЗЫНЬ»

Новые публикации

Как мыслить позитивно или «Всё будет Дзынь!»
29-07-2017
  Наш мозг любит конкретику, точность и чёткое направление действия, т.е. цель. Мозг не любит перемен. Но чтобы растормошить мозг, сознание и подсознание, нужно наоборот внести в жизнь что-то новое,…
Продолжить чтение »

Креативный метод СТОЛ
28-07-2017
В последнее время засилье фраз типа «нужно мыслить шире», «как мыслить масштабно» привело к тому, что люди ломают мозг, пытаются расширить его во времени и пространстве, но у них ничего не получается.…
Продолжить чтение »

Ментальная модель, или как я изобрел велосипед
27-07-2017
Большинство гениальных идей мне приходят в первые секунды после утреннего подъёма. Однажды я проснулся с мыслью о том, что придумал потрясающий подход к решению задач и проблем, организации деятельности…
Продолжить чтение »