КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Как мыслить нешаблонно?

11-06-2018
Как мыслить нешаблонно?

Мы только и слышим вокруг:
«Нужно мыслить нестандартно, широко, выходить за рамки шаблонного мышления.»

Но никто толком не говорит, как это сделать.

Дело в том, что человек по другому думать не умеет.
Точнее не сам человек — так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.

Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга.

На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция Школы креативного мышления.

Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.

Шаблонное и нешаблонное мышление

Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.

Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.

С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.

Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.

Но шаблоны шаблонам – рознь.

Те, о которых шла речь выше — полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.

Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.

Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.

Так вот.

Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления — это старые шаблоны заменить на новые.

Заменить старые шаблоны мышления на новые

Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.

Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.

Новаторское лидерство — это ещё одна важная концепция Креативного мозга.

Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.

Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.

Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.

Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).

Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.

На практике это выглядит так:

  1. Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
  2. Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
  3. Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.

При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.

Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей.
В контексте данной статьи – ментальная модель это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.

Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.

Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.

«Ломать – не строить»
это не про шаблонное мышление.

Изменить стереотипное мышления помогут креативные методы и техники, общеизвестные и авторские.

Евгений Вагнер
КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

По нешаблонному мышлению я провожу семинары и тренинги в корпоративном формате.
Чтобы предварительно договорится о мероприятии, пожалуйста, заполните форму ниже
∇ ∇ 

Нешаблонное мышление на практике

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()

  1. Goyzman Lilia 15 июня 2018, 13:35 # 0
    Полностью согласна!
    На самом деле, когда я практиковала графический дизайн, часто приходилось переделывать всякое от листовки до логотипа, сделанное кем-то, либо халтурно, либо непрофессионально. И тут очень помогало понять какие шаблоны (а чаще всего просили поменять именно потому что было сделано шаблонно) были взяты для графического решения и тогда уже, в зависимости от целей выворачивать эти шаблоны наизнанку или усиливать их до гротеска, причем в каждом элементе проверять на эту самую шаблонность.
    Я наверное привела достаточно узкий пример, но как-то по «шаблону» восприятие текста выловило в прошлом опыте эту аналогию ;)
    1. Евгений Вагнер 15 июня 2018, 21:39 # 0
      «выворачивать эти шаблоны наизнанку или усиливать их до гротеска» –
      сильно сказано, и в тему.
      Лилия, с Вашего позволения, возьму это высказывание для семинаров и тренингов.


    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

    Новые публикации

    Метод «Пять креативных чувств» — решаем задачи с чувством

    07-10-2018
    Пять креативных чувств – мощный и универсальный креативный метод, который позволяет создавать совершенно неожиданные и умопомрачительные объекты дизайна, рекламные проекты и находить нестандартные пути…
    Продолжить чтение »

    Ментальная модель, или как я изобрел велосипед

    05-10-2018
    Большинство гениальных идей мне приходят в первые секунды после утреннего подъёма. Однажды я проснулся с мыслью о том, что придумал потрясающий подход к решению задач и проблем, организации деятельности…
    Продолжить чтение »

    17 законов психологии, которые должен знать каждый креативщик

    05-10-2018
    За много лет психологи выявили законы, которые определяют поведение человека.Я настоятельно рекомендую их учитывать и использовать при разработке креативных концепций и объектов. 1. Человеческий фактор  термин,…
    Продолжить чтение »