КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Морфологический анализ

креативный методЭтот креативный метод, разработан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки почти сто лет назад.

Но до сих пор эффективно используется как в изобретательстве, так и в рекламе.

Понятие морфология существует и биологии, и в лингвистике.

Морфология в биологии - это раздел науки, изучающий формы и строение живых организмов не зависимо от их функционального назначения. Именно последние и использовано для создания данного метода, который еще называют морфологической матрицей, причем последнее название более соответствует его основной функциональной части, которой является таблица. Метод позволяет систематизировать процесс поиска оптимального решения.

Суть морфологического анализа заключается в следующем. 

Креативная проблема или разрабатываемый объект «раскладываются» на составные элементы, которые записываются в левый столбец таблицы (матрицы), который озаглавливается, например, «параметры». Название «параметры» используется в общем случае. Ниже, как наименование строк, записываются например: форма, цвет, размер, материал и т.п. В шапке таблицы проставляются номера столбцов или не пишется ничего.

Далее в каждой ячейке строки записываете свойства или характеристики соответствующего параметра. Здесь вы можете записать не только явные свойства параметра, но и те которые вы хотели бы получить.

Теперь основная часть работы - вы в абсолютно произвольном порядке комбинируете содержимое ячеек.

Результатом проделанной работы должны стать новые комбинации свойств, из которых нужно выбрать наиболее интересные и перспективные для решения вашей креативной задачи.

Вариантов морфологической матрицы может быть несколько. Например, в шапке таблицы можете отразить желаемые характеристики или свойства, в ячейках пересечения «параметров» и этих «свойств» уже получите некоторые предварительные интересные результаты, а потом будете их комбинировать, как описано выше.

Последовательность действий по этому методу выглядит примерно так:

  • Точно описать креативную проблему (см. статью «Постановка креативной задачи»).
  • Определить важнейшие элементы задачи или объекта, и занести их в левый столбец таблицы.
  • Определить свойства и характеристики каждого элемента и записать их в соответствующие ячейки матрицы.
  • Изучить все возможные варианты в таблице.
  • Выбрать оптимальные варианты.

При всех положительный свойствах этого креативного метода, у него есть один недостаток - это огромное, практически бесконечное количество комбинаций из ячеек. Поэтому сначала ограничьтесь матрицей размером 4 х 4, ну максимум 5 х 5. По этой же причине этот метод не подходит для креативных задач с большим количеством элементов и характеристик.

Попробуйте сгенрировать новые идей с помощью нашей программы КРЕТИВНАЯ МАТРИЦА.

материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()



    Новые публикации

    Метод «Пять креативных чувств» — решаем задачи с чувством

    07-10-2018
    Пять креативных чувств – мощный и универсальный креативный метод, который позволяет создавать совершенно неожиданные и умопомрачительные объекты дизайна, рекламные проекты и находить нестандартные пути…
    Продолжить чтение »

    Ментальная модель, или как я изобрел велосипед

    05-10-2018
    Большинство гениальных идей мне приходят в первые секунды после утреннего подъёма. Однажды я проснулся с мыслью о том, что придумал потрясающий подход к решению задач и проблем, организации деятельности…
    Продолжить чтение »

    17 законов психологии, которые должен знать каждый креативщик

    05-10-2018
    За много лет психологи выявили законы, которые определяют поведение человека.Я настоятельно рекомендую их учитывать и использовать при разработке креативных концепций и объектов. 1. Человеческий фактор  термин,…
    Продолжить чтение »