КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Морфологический анализ – креативный метод

креативный методЭтот креативный метод, разработан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки почти сто лет назад.

Но до сих пор эффективно используется как в изобретательстве, так и в рекламе.

Понятие морфология существует и биологии, и в лингвистике.

Морфология в биологии – это раздел науки, изучающий формы и строение живых организмов не зависимо от их функционального назначения. Именно последние и использовано для создания данного метода, который еще называют морфологической матрицей, причем последнее название более соответствует его основной функциональной части, которой является таблица. Метод позволяет систематизировать процесс поиска оптимального решения.

Суть морфологического анализа заключается в следующем. 

Креативная проблема или разрабатываемый объект «раскладываются» на составные элементы, которые записываются в левый столбец таблицы (матрицы), который озаглавливается, например, «параметры».
Название «параметры» используется в общем случае. Ниже, как наименование строк, записываются, например: форма, цвет, размер, материал и т.п.
В шапке таблицы проставляются номера столбцов или не пишется ничего.

Далее в каждой ячейке строки записываете свойства или характеристики соответствующего параметра. Здесь вы можете записать не только явные свойства параметра, но и те, которые вы хотели бы получить.

Теперь основная часть работы – вы в абсолютно произвольном порядке комбинируете содержимое ячеек.

Результатом проделанной работы должны стать новые комбинации свойств, из которых нужно выбрать наиболее интересные и перспективные для решения вашей креативной задачи.

Вариантов морфологической матрицы может быть несколько.

Например, в шапке таблицы можете отразить желаемые характеристики или свойства, в ячейках пересечения «параметров» и этих «свойств» уже получите некоторые предварительные интересные результаты, а потом будете их комбинировать, как описано выше.

Последовательность действий по этому методу выглядит примерно так:

  • Точно описать креативную проблему (см. статью «Постановка креативной задачи»).
  • Определить важнейшие элементы задачи или объекта, и занести их в левый столбец таблицы.
  • Определить свойства и характеристики каждого элемента и записать их в соответствующие ячейки матрицы.
  • Изучить все возможные варианты в таблице.
  • Выбрать оптимальные варианты.

При всех положительный свойствах этого креативного метода, у него есть один недостаток - это огромное, практически бесконечное количество комбинаций из ячеек.
Поэтому сначала ограничьтесь матрицей размером 4 х 4, ну максимум 5 х 5.
По этой же причине этот метод не подходит для креативных задач с большим количеством элементов и характеристик.

Генерируйте больше классных идей с помощью онлайн сервиса
▼ Креативная МАТРИЦА ▼

Креативная матрица идей

Автор: Евгений Вагнер

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()

    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

     

    Креативная матрица идей

    Креативный метод решения творческих задач №10.


    Купить книгу Как разогнать мозг


    Купить книгу Креативный компьютер

    Новые публикации

    IQ и креативность

    15-10-2020
    О вездесущем коэффициенте интеллекта IQ и какое он имеет отношение к креативности. Я уже писал о своем отношении к тестированию на креативность (статья «Тесты на креативность»). Во-первых, сразу стоит…
    Продолжить чтение »

    Мифы о креативности и работе мозга

    15-10-2020
    Развенчаю некоторые мифы о мозге и креативности. В последнее время литература и Интернет наполнены разнообразной информации о креативности человека и работе его мозга.Но, к сожалению там много заблуждений…
    Продолжить чтение »

    Использование техники Помодоро (Pomodoro) для организации времени при творческой работе

    15-10-2020
    Техника ПОМОДОРО позволяет выполнять необходимую работу, в нашем случае креативную, даже если ваш мозг этому сильно сопротивляется. На латинице – Pomodoro, по-русски иногда называют «техника помидора» Эта…
    Продолжить чтение »