КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Морфологический анализ – креативный метод

19-05-2020

Креативный метод морфологический анализ.Этот креативный метод, разработан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки почти сто лет назад.

Но до сих пор эффективно используется как в изобретательстве, так и в рекламе.

Морфологический анализ — это метод решения креативной задачи основанный на подборе возможных решений для отдельных ее составляющих, комбинировании частей объекта, их важных свойств и характеристик, с последующей систематизацией полученных комбинаций.

Понятие морфология существует и биологии, и в лингвистике.

Морфология в биологии – это раздел науки, изучающий формы и строение живых организмов не зависимо от их функционального назначения. Именно последние и использовано для создания данного метода, который еще называют морфологической матрицей, причем последнее название более соответствует его основной функциональной части, которой является таблица. Метод позволяет систематизировать процесс поиска оптимального решения.

Суть морфологического анализа заключается в следующем. 

Креативная проблема или разрабатываемый объект «раскладываются» на составные элементы, которые записываются в левый столбец таблицы (матрицы), который озаглавливается, например, «параметры».
Название «параметры» используется в общем случае. Ниже, как наименование строк, записываются, например: форма, цвет, размер, материал и т.п.
В шапке таблицы проставляются номера столбцов или не пишется ничего.

Далее в каждой ячейке строки записываете свойства или характеристики соответствующего параметра. Здесь вы можете записать не только явные свойства параметра, но и те, которые вы хотели бы получить.

Теперь основная часть работы – вы в абсолютно произвольном порядке комбинируете содержимое ячеек.

Результатом проделанной работы должны стать новые комбинации свойств, из которых нужно выбрать наиболее интересные и перспективные для решения вашей креативной задачи.

Вариантов морфологической матрицы может быть несколько.

Например, в шапке таблицы можете отразить желаемые характеристики или свойства, в ячейках пересечения «параметров» и этих «свойств» уже получите некоторые предварительные интересные результаты, а потом будете их комбинировать, как описано выше.

Последовательность действий по этому методу выглядит примерно так:

  • Точно описать креативную проблему (см. статью «Постановка креативной задачи»).
  • Определить важнейшие элементы задачи или объекта, и занести их в левый столбец таблицы.
  • Определить свойства и характеристики каждого элемента и записать их в соответствующие ячейки матрицы.
  • Изучить все возможные варианты в таблице.
  • Выбрать оптимальные варианты.

Метод морфологический анализ или матрица.

При всех положительный свойствах этого креативного метода, у него есть один недостаток – это огромное, практически бесконечное количество комбинаций из ячеек.
Поэтому сначала ограничьтесь матрицей размером 4 х 4, ну максимум 5 х 5.
По этой же причине этот морфологический анализ  не подходит для креативных задач с большим количеством элементов и характеристик.

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Новая книга «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».

Авторские методы решения креативных задач, книга Е. Вагнера.

Самый эффективный креативный метод №10.

Креативный метод решения творческих задач №10.

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Комментарии ()

    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

     

    Креативная матрица идей

    Креативный метод решения творческих задач №10.


    Книга Авторские методы решения креативных задач.


    Купить книгу Как разогнать мозг


    Купить книгу Креативный компьютер

    Новые публикации

    Секреты креативности гениев

    29-03-2021
    Чем отличаются великие креативщики и известные предприниматели от обычных людей? Исследователь мозга, посвятивший десятилетия изучению его возможностей, ‎приоткрывает завесу тайны творческого процесса,…
    Продолжить чтение »

    10 советов креативного успеха от Джорджа Лоиса

    24-03-2021
    Настоящие, честные советы от знаменитого дизайнера, рекламщика и креативщика Джорджа Лоиса. Следуйте этим советам и креативный успех вам обеспечен не только в рекламе.
    Продолжить чтение »

    В здоровом теле – здоровый дух

    17-03-2021
    Это всем известное выражение в контексте этого сайта может звучать так: в здоровом теле – здоровый мозг. Важно понимать, что здоровье вашего головного мозга, и особенно его креативность напрямую зависит…
    Продолжить чтение »