Самый простой, который вы можете использовать прямо сейчас.
Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода.
Данный метод активации мышления использовали практически все великие люди. Хотя приходили к нему случайно.
Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий.
В книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка» профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. Приводит пример исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким видным американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует.
Он приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но не придает ему особого значения.
Плэтт пишет:
Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой.
Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.
Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками — прогуливающимися.
А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над задачей.
Тормозит мозг, не приходит в голову решение?
Вставайте и начинайте ходить. Голова сразу прояснится.
Почему же прогулка так влияет на творческое мышление? Одна из причин состоит в улучшении кровоснабжения мозга. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах. Лучше прогуливаться на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
Другой важный фактор – это ритмичность движений. Ходьба в ровном темпе настраивает работу на нужный ритм. Сочетание ритмических движений и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления. Темпом ходьбы вы даже можете разгонять или успокаивать (стабилизировать) работу мозга.
Метод дает поразительные результаты.
Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок.
Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража».
Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок.
Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.
Из наших современников этим методом активации мышления пользовался Стив Джобс.
Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.
Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив.Николай Некрасов
Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам, а иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что расплывчатые понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести расплывчатые понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.
Возможно вам знакомо, что когда вы начинали объяснять кому-либо свою проблему приходило решение.
Это и есть социальный вариант активизации мышления.
Теперь вы знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Это прием очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому неясных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия.
Понимание – это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.
Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения и озвучивании проблемы вслух.
Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя проблемные моменты, над которыми вы работаете. Старайтесь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.
Лучше рассказать о проблеме не одному, а нескольким людям. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным.
Это хорошо знают преподаватели, что выражено в анекдоте, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю — не понимают. Второй раз объясняю — не понимают. Третий раз объясняю — уже сам понял, а они все равно не понимают».
Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Можно использовать фрирайтинг.
Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особые способности здесь не нужны. Это видно по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.
Социальный вариант можно сочетать с физиологическим, обсуждая проблему с собеседником на ходу.
Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.
Эффективныйметод активизации мышления – активация подсознания.
Я называю подсознание параллельным мышлением.
Его преимущество заключается в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью.
Этот метод и есть основная креативная техника гениев.
Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми.
Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются.
В чем суть метода?
Решать задачи на сознательном уровне получается не всегда.
У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он постоянно отвлекается. В результате мозг работает не эффективно. Большую часть времени наше сознание занято всякой ерундой.
Но даже если вы сядете и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно что-то вас отвлечет.
А ведь к вашим услугам всегда действующее подсознание.
Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное — нет?
Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.
Что же будет происходить с вашими мыслями?
Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всю информацию, важную и не очень.
Краткая формулировка вопроса сформирует детектор ответа или триггер интересного решения.
Теперь подсознание готово к работе. Каждая вновь принесенная информация будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» – и потащит готовый ответ в сознание.
Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело.
Это может произойти в любой момент. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном — под яблоней. В обоих случаях подсознание уже содержало ответ, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.
У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если креативная задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.
Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им все интересно, и их мозг днем и ночью работал над решением всё новых и новых проблем.
Если вы задали мозгу очень трудную задачу, то он может решить ее не сразу, но рано или поздно решение все придет.
Обязательно нужно учитывать умственную работоспособность в течение суток.
Надеюсь эти эффективные способы активизации мышления помогут вам в решении креативных задач любой сложности.
Автор компиляции информации из Интернета: Евгений Вагнер.
Проект Креативный мозг.
Иллюстрации из открытых источников.
Чек-лист 99 принципов креативности.
Новая книга «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».
Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой.
Тема статььи: Эффективные методы активизации мышления для решения креативных задач.
#креативность #творчество #креатив #мышление #мозг #гении #ум
Креативный пример — пузырьки волшебные
20-11-2024Ментальная модель или как я изобрел велосипед
08-11-2024Афоризмы и цитаты философов о творчестве и создании нового
08-08-2024
Комментарии ()