КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Секреты креативного мозга.

Секреты креативного мозгаИсследователь мозга, посвятивший десятилетия изучению его возможностей, ‎приоткрывает завесу тайны творческого процесса, его связи с высоким интеллектом и ‎риском психических заболеваний.‎

Рассматривая более чем занятный и показательный пример писателя Курта Воннегута, ‎нейробиолог Нэнси Андерсен задумалась о неслучайности совпадений творческого гения и ‎душевной болезни.‎

Воннегут страдал периодическими депрессиями. Его мать покончила с собой в присутствии ‎детей аккурат на День матери. У сына писателя была диагностирована шизофрения. Судя по ‎семейным рассказам, никого из родни не обошло стороной то или иное психическое ‎заболевание. И, что самое любопытное, именно в этой семье то и дело раскрывали свои ‎таланты одаренные писатели, архитекторы и изобретатели.

Признаками психического нездоровья обладали семьи Эйнштейна (у его сына была ‎шизофрения) и Джойса, имевшего страдающую шизофренией дочь. Что касается личностей ‎самих этих гениев - в их поведении также заметно прослеживались патологические черты.‎

В сравнении со многими светилами творчества, Воннегут, который умер от естественных причин, ‎отделался относительно легко. Среди тех, кто проиграл в сражении с психическим ‎заболеванием, можно вспомнить Вирджинию Вулф, Эрнеста Хемингуэя, Винсента Ван Гога и ‎многих других гениев-самоубийц. Естественно, подобные параллели не ускользнули от ‎внимания ученых.‎

На протяжении всей истории человечества, начиная с древней Греции, исследователи ‎стремились разгадать природу креативности. Выдвигались и продолжают выдвигаться гипотезы ‎о ее связи с внешними чертами, привычками, особенностями организма и наследственностью.‎

Попутно с исследованиями человеческих способностей разрабатывались методы их измерения. ‎Так получили распространение IQ-тесты, призванные определить и оценить степень ‎интеллекта. Уповая на возможности тестов, ученые рассчитывали постичь причины ‎гениальности людей, ведь если не высокий интеллект позволяет легко творить и создавать, то, ‎что же?‎

Чаяния ученых развенчало масштабное исследование одаренности школьников. Дети, ‎показывающие во время учебы высочайшие результаты, а также с успехом получающие ‎баснословные баллы по шкалам интеллектуальных тестов, в дальнейшей жизни выбирают ‎довольно заурядные карьеры, в большинстве своем и, не помышляя о каком-либо творчестве.‎

Не в пример одаренным школярам, настоящие, признанные творцы обычно показывают ‎средние результаты при тестировании интеллекта.‎

Более прогрессивные ученые утверждают, что измерять креативность стоит иными методами. К ‎ним относятся те, что определяют способность увидеть новое в обычном, например, дать как ‎можно больше вариантов ответа на вопрос: «Как можно применить кирпич в нестандартной для ‎него роли?».‎

Итогом долгих поисков идеального метода измерения креативности стал комплексный анализ ‎каждого конкретного случая гениальности, включая не только личностные данные, но также ‎анатомические характеристики и особенности окружения.‎

Новейшие технологии позволили заглянуть в субстрат психики - живой мозг. В поиске ‎ответственных за креативность участков применяется множество комбинированных ‎исследований. На рисунке, изображенном ниже, можно увидеть визуализацию активности мозга творческой личности ‎‎(слева вверху) и обычного человека. Кривые справа отражают реакции «творческого мозга» на ‎креативные тесты (справа вверху) и на простое чтение. Непрофессионального взгляда вполне ‎достаточно, чтобы оценить различия в интенсивности мозговой деятельности.‎

визуализация активности мозга творческой личности

Лабораторные исследования позволили ученым прийти к выводу, что одним из основных ‎отличий работы мозга креативных людей является способность к установлению неочевидных ‎связей между вещами или событиями, а также видению привычных объектов в оригинальном ‎свете. Особенно наглядно данный факт проявился при исследовании ассоциативного мышления.‎

Так как проводящиеся исследования должны отличаться максимальной объективностью, ‎обязательной частью является личное интервью. Последние наработки нейробиолога Нэнси ‎Андерсен, проводящей анализ выдающихся исторических персон, а также тестирование таких ‎креативных гениев современности, как режиссер Джордж Лукас и математик Уильям Трастон, ‎показали много любопытных аспектов их жизни.‎

Обычный день креативного человека намного более насыщен работой, чем у простых людей. ‎

Многие успешные творческие люди на поверку оказались самоучками, например, Билл Гейтс, ‎Стив Джобс и Марк Цукерберг.‎

Билл Гейтс и Стив Джобс в молодости

Креативные личности очень часто являются эрудитами, обнаруживающими обширные познания ‎во множестве различных сфер (Леонардо Да Винчи, Микеланджело).‎

Особенно деликатным моментом в интервью зачастую оказывалось обсуждение семей ‎креативных людей. С болью они вспоминали неприятные моменты всплесков негативных ‎эмоций родителей, их суицидальные попытки и патологические зависимости.‎

При рассмотрении всех предоставленных условий у ученых возник весьма обоснованный ‎вопрос: не являются ли особенности семьи источником как высокой креативности, так и риска ‎психических заболеваний?‎

Предрасположенность к шизофрении людей, имеющих случаи этой болезни в семье - ‎доказанное явление. Ученые предполагают, что субклиническое (неразвившееся) течение ‎заболевания, склонность к которому вполне вероятна, может запускать процесс более ‎свободного образования ассоциаций, делающих возможным пресловутый «полет мысли» гения.‎

Кроме того, связь психической нестабильности и высокой творческой активности может быть и ‎обратной: влюбленный в свое дело человек в случае ошибки «обжигается» гораздо ‎болезненней нежели тот, кто выполняет стандартную работу без особого энтузиазма. Такие ‎чувствительные удары по самооценке могут спровоцировать как депрессию, так и приступ ‎шизофрении.‎

Многие творцы и гении описывают свое вдохновение и творческий процесс словами из разряда ‎‎«очевидно» и «естественно»: для их восприятия мир выглядит именно так - полным ‎оригинальных связей и потенциальных идей. Креативной личности очень непросто представить ‎окружающее без всего этого, таким, каким видят его обычные люди.‎

Некоторые люди способны видеть вещи, недоступные другим, и это делает их гениями.

Некоторые люди способны видеть вещи, недоступные другим, и это делает их безумцами.

Некоторые люди способны совмещать оба случая ½‎

Источник: http://flytothesky.ru/sekrety-kreativnogo-mozga/



Взгляните на эти публикации, там много интересного:

Купить книгу «Как разогнать мозг»

 

Купить книгу «КРЕАТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР» 

Купить книгу «ДЗЫНЬ»

Новые публикации

Как мыслить позитивно или «Всё будет Дзынь!»
29-07-2017
  Наш мозг любит конкретику, точность и чёткое направление действия, т.е. цель. Мозг не любит перемен. Но чтобы растормошить мозг, сознание и подсознание, нужно наоборот внести в жизнь что-то новое,…
Продолжить чтение »

Креативный метод СТОЛ
28-07-2017
В последнее время засилье фраз типа «нужно мыслить шире», «как мыслить масштабно» привело к тому, что люди ломают мозг, пытаются расширить его во времени и пространстве, но у них ничего не получается.…
Продолжить чтение »

Ментальная модель, или как я изобрел велосипед
27-07-2017
Большинство гениальных идей мне приходят в первые секунды после утреннего подъёма. Однажды я проснулся с мыслью о том, что придумал потрясающий подход к решению задач и проблем, организации деятельности…
Продолжить чтение »